Как умные системы завоевывают рынок жилой недвижимости

Как умные системы завоевывают рынок жилой недвижимости
Российские покупатели строящегося жилья все чаще интересуются наличием «умной» начинки в девелоперских проектах. Эксперты прогнозируют рост отечественного рынка цифровых технологий недвижимости на десятки процентов в течение ближайших нескольких лет.
ДОМ С УМОМ
По данным аналитиков Discovery Research Group, интерес к системам умного дома проявляют 47% покупателей жилья в России, а 32% уже готовы за них платить. «Цифровые технологии способны обеспечить застройщикам дополнительные конкурентные преимущества, повысить стоимость и класс жилья с небольшими затратами», - формулирует тенденцию Евгения Корж, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
«Вариант, при котором девелопер еще при строительстве снабжает квартиру каким-либо оборудованием умного дома, позволяет продавать не просто стены, а комфорт, стиль жизни. Это повышает привлекательность предложения на рынке нового жилья», - подтверждает Эвелина Дорошенко, директор по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком».
«Сегодня покупатели все чаще интересуются современными технологическими особенностями жилья», - подтверждает Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город»). Однако для девелоперов на это пока скорее зона развития, полагает он.
Михаил Козырев - Комфортел
МИХАИЛ КОЗЫРЕВ
Застройщики уверены в том, что использование технологий «умного дома» способно обеспечить положительное влияние на спрос только в сочетании с прочими характеристиками проекта. «Часть технологических решений действительно являются чуть ли не обязательными критериями при выборе квартиры. Но клиент по умолчанию покупает не столько технологии, сколько объект, который удовлетворяет одновременно все его запросы. Если базовые характеристики проекта слабые, то никакие инновации не заставят клиента сделать выбор в вашу пользу», - уверен Денис Бабаков, коммерческий директор ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад».
1
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «КОМФОРТЕЛ»
«Для некоторых категорий ЖК уже немыслимо предлагать к продаже жилье, если в квартире, доме и на придомовой территории нет умных сервисов, - комментирует Эвелина Дорошенко. - Если в двух соседних комплексах стоимость жилья одинаковая, но при этом один из них инфраструктурно «богаче», то выбор потенциальных покупателей очевиден - люди захотят жить в доме, где комфортнее и безопаснее». По ее словам, спрос на умные сервисы уже сформирован, и все чаще при проработке вопросов со строительством сетей связи в новостройке представители телекоммуникационных компаний слышат о необходимости сразу же внедрить на объекте различные умные решения.
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «РОСТЕЛЕКОМ»
«Часть таких решений застройщик может предложить уже в составе проекта, а дополнительные опции и технологии житель квартиры может внедрить самостоятельно на свой вкус за дополнительную плату. Все же покупатели не любят, когда им навязывают ненужное», - подчеркивает Денис Бабаков.
«В современной новостройке необходимо подготовить «базу» для того, чтобы пользователь мог масштабировать систему в том направлении, которое ему подходит больше», - рассуждает Михаил Козырев, коммерческий директор «Комфортел». По его словам, «Комфортел» планирует внедрять базовый набор сенсоров и исполняющих устройств на этапе предчистовой отделки, «поверх» которых можно будет сделать отделку и использовать экосистему в минимальном виде. Затем, когда конечный пользователь получает свою недвижимость и становятся понятны его потребности, с ним можно работать по индивидуальному проекту, удовлетворяя все возможные пожелания.
«Мы пришли к такому выводу, когда пытались придумать коробочную версию нашего продукта, которая подошла бы большой массе пользователей. Проведя опросы, переговоры, несколько раз изменив набор устройств в этой самой коробочной версии, мы поняли, что лучшим решением для конечного пользователя будет именно индивидуальный проект, поскольку требования у разных категорий жильцов настолько отличаются, что придумать универсальный вариант, который подойдет всем, просто невозможно! В любом случае, при работе с коробочной версией продукта, останутся категории пользователей с недостатком или избытком функционала», - рассказывает Михаил Козырев.
Эвелина Дорошенко - Ростелеком
ЭВЕЛИНА ДОРОШЕНКО
При подготовке «базы» для реализации функционала умного дома девелопер сталкивается с задачей выбора предложения на этапе, когда индивидуальные пожелания будущих собственников учесть еще нельзя. «Таким образом, девелопер должен выбрать систему, которая в базовом варианте подходит 80-90% собственников, но в то же время позволит наращивать функционал подстраиваясь под их индивидуальные потребности. Это очень сложный вопрос и, возможно, самый большой вызов», - говорит Дмитрий Майоров, член совета директоров корпорации «Русь».
«Важно не просто создать экосистему, в которой будет множество возможностей, нужно постоянно обслуживать и модернизировать ее, при этом желательно, чтобы стоимость обслуживания была адекватной, система была стабильно работоспособна, надежна, не перегружена лишним функционалом», - перечисляет ключевые критерии подходящей технологической платформы Эвелина Дорошенко. По ее словам, «Ростелеком» модернизирует свои системы без дополнительных инвестиций со стороны пользователей, и у них всегда будет актуальная версия приложения и возможность выбирать опции из полного перечня доступных сервисов. «При этом обновления производятся в соответствии с планом развития «умных услуг». Любую новую потребность на рынке мы рассматриваем как потенциальный элемент наших экосистем», - рассказывает Эвелина Дорошенко.
Денис Бабаков - ЛСР
ДЕНИС БАБАКОВ
Денис Бабаков напоминает, что изначально решения «умного дома» зарекомендовали себя в загородном домостроении, а уже потом стали применяться в многоэтажных жилых домах, в основном, бизнес- и премиум-класса.
ЧАСТЬ ПАКЕТА
«Загородный рынок действительно продвинулся гораздо дальше в применении технологий умного дома, хотя именно в городских многоквартирных домах среда более благоприятна: подобные системы оказывают гораздо меньшее влияние на стоимость квадратного метра и быстрее окупаются», - рассуждает Дмитрий Майоров. По его наблюдениям в бизнес- и премиум-классе девелоперы научились использовать «умные» решения в качестве одного из элементов пакета нематериальной выгоды, подчеркивающего статус проекта. «А вот в эконом-классе клиент, по-видимому, совершенно иначе оценивает свои потребности, и в первую очередь реагируют на цену. В результате внедрение девелопером «умных» систем, приводящее к удорожанию конечного продукта, особых преимуществ пока не обеспечивают», - полагает Дмитрий Майоров.
АПАРТАМЕНТЫ PROMENADE НА МОСКОВСКОМ
Виталий Коробов - Аквилон
ВИТАЛИЙ КОРОБОВ
Впрочем, само понятие «умный дом» девелоперы, как правило, трактуют гораздо шире, чем это обычно принято. «Мы уже более десяти лет работаем над внедрением «умных» систем в жилую среду, и со временем наши разработки объединились в стандарт Э4. Он включает в себя решения, повышающие энергоэффективность, улучшающие эргономику, экологичность проекта, а также позволяющие экономить при эксплуатации жилья, - объясняет Виталий Коробов, директор Группы «Аквилон». - Все наши новые проекты, в которых мы применяем полный комплекс решений по стандарту Э4, включая апартаменты Promenade на Московском, имеют наивысший класс энергоэффективности А+».
В качестве примера «умной» системы, выходящей за рамки цифровых технологий, Виталий Коробов приводит скоростные малошумные лифты с функцией рекуперации, способные экономить до 75% электроэнергии, а также собственную технологию сохранения тепла внутри квартир Termo-S. «Инновации в девелопменте должны нести практическую пользу, - подчеркивает Виталий Коробов. - Так, наш стандарт Э4 за счет энергоэффективных технологий позволит владельцам квартир экономить на коммунальных платежах до 25%».
2
Как бы там ни было, спрос на системы «умного дома» стабильно растет, причем как на индивидуальные сервисы (которые можно реализоваться в рамках своей квартиры или загородного дома), так и на общедомовые решения.
Дмитрий Майоров - Русь
ДМИТРИЙ МАЙОРОВ
Сами по себе цифровые системы позволяют удовлетворить три базовые потребности владельцев недвижимости – в безопасности, энергоэффективности и комфорте.
УМНЫЙ И ЕЩЕ УМНЕЕ
«Важной частью цифровых решений становятся системы, обеспечивающие безопасность жильцов, - подтверждает Евгения Корж. - Например, растет спрос на решения, при которых в качестве пропуска на территорию жилого комплекса, на парковки и в подъезды жители могут использовать смартфон. При установке специального приложения гаджет начинает работать как Bluetooth-метка: система распознает жителя и разрешит вход, а также подскажет лифту, на каком этаже живет собственник». По словам Евгении Корж, у МТС существуют также и отдельные решения, например, «МТС Домофон». Оно позволяет управлять доступом в жилые дома и на придомовую территорию, получать видеозвонки на мобильное устройство и сохранять информацию в «облаке».
Эвелина Дорошенко рассказывает, что среди услуг «Ростелекома», относящихся к экосистемам умного дома, представлены две услуги для частных клиентов - «Видеонаблюдение» (комплект IP-камер для размещения внутри квартиры/дома) и «Умный дом» (комплект датчиков для квартиры/дома в сочетании с облачным сервисом), а также услуга «Комплексное видеонаблюдение Ростелеком Ключ», которая оказывается по договору с управляющими компаниями.
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ЗДАНИЯ ОТ МТС
«Если дом подключен к системе „Ростелеком Ключ“, то у жильцов дома появляется больше возможностей для контроля и управления доступом. Им видны придомовые территории, припаркованные машины, холл на этаже. Умный домофон позволит управлять доступом в подъезд удаленно через мобильное приложение (например, можно открыть дверь курьеру или узнать, кто звонил в вашу квартиру, даже когда вас не было дома)», — поясняет Эвелина Дорошенко.
Евгения Корж - МТС
ЕВГЕНИЯ КОРЖ
«В ближайшем будущем мы с большой вероятностью увидим распространение умных систем, связанных с безопасностью», - соглашается Михаил Гущин. - Например, в новом жилом комплексе «Биография» уже внедрена технология домофонии с системой распознавания лиц».
3
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «РОСТЕЛЕКОМ»
Дмитрий Майоров подчеркивает, что понятие «безопасность» включает в себя также защиту от последствий сбоев инженерного оборудования (скачки напряжения, перекосы по фазам, протечки, утечки, аномальное давление в системе газо- или водоснабжения и т.п.). При этом современные системы способны не только подать сигнал о нештатной ситуации, но и предпринять необходимые действия без участия человека (например, перекрыть поступление воды при протечке).
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «КОМФОРТЕЛ»
Что касается энергоэффективности, что эта потребность реализуется через управление системами отопления и освещения. Результата можно добиться как через управление приборами, так и через подключение альтернативных источников тепла и света. «Система может быть доведена до разного уровня сложности. Например, чтобы повысить температуру в помещении, может открыть шторы и запустить солнечный свет, а если напротив, слишком жарко, то задернуть шторы и тем самым помочь кондиционеру», - рассказывает Дмитрий Майоров.
По оценке «Комфортела», в последнее время опережающими темпами увеличивается спрос на индивидуальные проекты, которые направлены в первую очередь на повышение комфорта, создание уютной атмосферы дома и автоматизацию бытовых процессов и только во вторую очередь - на безопасность и энергоэффективность. «На наш взгляд, это связано с общим развитием технологий «интернета вещей» - IoT. Сейчас становится модным иметь у себя дома умный чайник, умную кофеварку, автоматизированные сценарии освещения и так далее», - говорит Михаил Козырев.
«По нашим оценкам, рынок умного дома ежегодно растет на треть, и эту динамику мы будем наблюдать как минимум ближайшие пять лет», - предсказывает Павел Вьюков, директор департамента «Мобильные средства связи и умный дом» компании «Марвел-Дистрибуция». Впрочем, речь в данном случае идет о розничных продажах систем умного дома. Динамика рынка общедомовых цифровых решений пока гораздо скромнее. Пользователями последних, помимо конечных пользователей, являются также управляющие домами компании.
Михаил Козырев - Комфортел
МИХАИЛ КОЗЫРЕВ
«Сегодня только около 5% российских УК применяют цифровые решения для управления многоквартирными домами, однако мы ожидаем, что темпы роста этого рынка будут сравнимы с темпами роста розничной торговли устройствами для умного дома – порядка 20-30% в год», - прогнозирует Евгения Корж.
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «МАРВЕЛ-ДИСТРИБУЦИИ»
Эвелина Дорошенко - Ростелеком
ЭВЕЛИНА ДОРОШЕНКО
Павел Вьюков - «Марвел-Дистрибуция»
ПАВЕЛ ВЬЮКОВ
По мнению Евгении Корж, один из ключевых трендов рынка – появление комплексных цифровых продуктов для умной недвижимости. «Управление таким жилым комплексом может осуществляться через единый центр, жители получат доступ к услугам через приложение», - описывает особенности продукта Евгения Корж.
ЕДИНЫЙ ЦЕНТР
Застройщики уже внедряют подобные системы. «Мы в «Аквилон» работаем над тем, чтобы технологии помогали жителям в решении бытовых задач, экономили силы, время и бюджет. Чтобы это обеспечить, в каждом новом проекте внедряем умную систему управления домом inHOME, - рассказывает Виталий Коробов. - Она избавит владельца квартиры от суеты с квитанциями благодаря счетчикам с автоматической передачей данных в УК и в мобильное приложение. Безопасность обеспечат датчики защиты от протечек и пожара, встроенная сигнализация и IP-домофония, которая выводит на домашний экран изображение с любой камеры видеонаблюдения в жилом комплексе. Система inHOME, синхронизированная со смартфоном, позволяет не только контролировать ресурсы, но и вызывать мастеров в случае поломки, держать связь с УК. Если случится возгорание или протечка, сигнал также поступит на смартфон жителя, где бы он ни находился».
МТС в конце прошлого года запустила собственную платформу для управления многоквартирными домами VDome, которая автоматизирует сбор показаний счетчиков, занесение данных в систему и выставление счетов. «В приложении для жильцов есть возможность оплатить счета ЖКХ и настроить автоплатеж, что позволяет повысить собираемость оплаты на 50%, - рассказывает Евгения Корж.
АПАРТАМЕНТЫ PROMENADE НА МОСКОВСКОМ
Решение дает управляющей компании возможности для получения дополнительных доходов от платных услуг за счет эффективного продвижения. В приложении предусмотрен раздел с информацией об услугах компании, а также рекламный блок. Статистика по заявкам на вызов мастеров – их категориям, количестве, динамике решения – дает возможность увидеть, с чем связано наибольшее количество обращений и предотвратить появление системных проблем». «Внедрение таких решений находится на стыке интересов жителей, управляющих компаний и девелоперов и дает быструю и ощутимую отдачу для всех сторон», - подчёркивает Евгения Корж.
Виталий Коробов - Аквилон Инвест
ВИТАЛИЙ КОРОБОВ
4
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ЗДАНИЯ ОТ МТС
Евгения Корж - МТС
ЕВГЕНИЯ КОРЖ
«Покупка сервисов в комплексе снижает стоимость каждого конкретного сервиса, а использование единого интерфейса более удобно. В отличие от использования разрозненных сервисов разных поставщиков максимальный комфорт и выгоду можно получить, на наш взгляд, от приобретения целостной экосистемы», - делится советом Эвелина Дорошенко.
В своей эволюции технологии умного дома прошли несколько ступеней. Сегодня мы являемся свидетелями появления систем нового поколения, которые способны обеспечить дополнительный рост использования «умных» сервисов.

«Основным драйвером рынка решений для умного дома стали голосовые помощники, - поясняет Павел Вьюков. - Как только потребитель увидел сценарий использования разных устройств в комплексе и ощутил лёгкость управления этой системой через голосовые команды, рост интереса к этому сегменту рынка стал активно расти».
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
«В шоу-руме жилого комплекса Ultra City искусственный интеллект по команде регулирует освещение и температуру в помещениях, может включить и выключить чайник или телевизор. Управлять приборами можно через яндекс-помощника «Алису», через смартфон или умную колонку», - иллюстрирует Михаил Гущин.
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «МАРВЕЛ-ДИСТРИБУЦИИ»
Павел Вьюков - Marvel
ПАВЕЛ ВЬЮКОВ
По словам Павла Вьюкова, продажи решений для умного дома зависят от понимания потребителем их свойств и функциональности. По сути, продуктом является не устройство, а сценарий: производители создают типовые сценарии использования и комбинирования устройств умного дома, которые объединяют заранее настроенные по определенным параметрам девайсы и датчики, чтобы выполнять необходимые действия сразу после их установки. При этом вариативность использования и добавления новых устройств практически бесконечна. Это напоминает конструктор: пользователь выбирает себе базу – приложение и голосового ассистента, и далее вокруг них выстраивает комплекс самых разнообразных устройств, с помощью которых реализует необходимые ему функции. На этой базе в будущем можно будет продолжить развивать существующие или создавать новые сценарии умного дома.
«Новое поколение систем умного дома основано на искусственном интеллекте. Они не только способны понимать голосовые команды, в том числе неявно выраженные, но и прогнозировать поведение пользователя, предугадывать его желание и потребности. Будущее именно за такими системами», - резюмирует Дмитрий Майоров.
5
«Существенное влияние на развитие умного дома оказывают и еще несколько факторов, - продолжает Павел Вьюков. - Во-первых, экосистемность и масштабируемость: многие ключевые производители, такие, как Aqara, Hiper, Xiaomi, стремятся развивать свои линейки продуктов, захватывая все новые бытовые сферы их применения, а также предлагают готовые комплексные решения. Во-вторых, это доступность. Выход на российский рынок через канал официальной дистрибуции, появление гарантии и сервисной поддержки, применение вендорами традиционных и новых инструментов продвижения (например, появление шоу-румов, визуализация в интернете, создание виртуальных туров) будет подпитывать интерес к умному дому как в B2C, так и в B2B-сфере. В-третьих, стабилизация стоимости устройств для потребителя. Умный дом за последние годы перешел из категории нишевых или элитарных технологий в массовый сегмент, что поспособствовало его популярности и росту продаж».
Михаил Гущин RBI
МИХАИЛ ГУЩИН
ПАО «Ростелеком». Лицензии
ООО «Комфортел». Лицензии
ПАО «МТС». Лицензии
ООО «Марвел КТ»
Апартаменты Promenade. Застройщик: ООО "Юнит". Проектная декларация на сайте