Российские покупатели строящегося жилья все чаще интересуются наличием «умной» начинки в девелоперских проектах. Эксперты прогнозируют рост отечественного рынка цифровых технологий недвижимости на десятки процентов в течение ближайших нескольких лет.
По данным аналитиков Discovery Research Group, интерес к системам умного дома проявляют 47% покупателей жилья в России, а 32% уже готовы за них платить. «Цифровые технологии способны обеспечить застройщикам дополнительные конкурентные преимущества, повысить стоимость и класс жилья с небольшими затратами», - формулирует тенденцию Евгения Корж, директор по работе с бизнес-рынком МТС в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
«Вариант, при котором девелопер еще при строительстве снабжает квартиру каким-либо оборудованием умного дома, позволяет продавать не просто стены, а комфорт, стиль жизни. Это повышает привлекательность предложения на рынке нового жилья», - подтверждает Эвелина Дорошенко, директор по работе с массовым сегментом МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком».
«Сегодня покупатели все чаще интересуются современными технологическими особенностями жилья», - подтверждает Михаил Гущин, директор по маркетингу Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город»). Однако для девелоперов на это пока скорее зона развития, полагает он.
Застройщики уверены в том, что использование технологий «умного дома» способно обеспечить положительное влияние на спрос только в сочетании с прочими характеристиками проекта. «Часть технологических решений действительно являются чуть ли не обязательными критериями при выборе квартиры. Но клиент по умолчанию покупает не столько технологии, сколько объект, который удовлетворяет одновременно все его запросы. Если базовые характеристики проекта слабые, то никакие инновации не заставят клиента сделать выбор в вашу пользу», - уверен Денис Бабаков, коммерческий директор ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад».
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «КОМФОРТЕЛ»
«Для некоторых категорий ЖК уже немыслимо предлагать к продаже жилье, если в квартире, доме и на придомовой территории нет умных сервисов, - комментирует Эвелина Дорошенко. - Если в двух соседних комплексах стоимость жилья одинаковая, но при этом один из них инфраструктурно «богаче», то выбор потенциальных покупателей очевиден - люди захотят жить в доме, где комфортнее и безопаснее». По ее словам, спрос на умные сервисы уже сформирован, и все чаще при проработке вопросов со строительством сетей связи в новостройке представители телекоммуникационных компаний слышат о необходимости сразу же внедрить на объекте различные умные решения.
РЕШЕНИЯ ДЛЯ УМНОГО ДОМА ОТ «РОСТЕЛЕКОМ»
«Часть таких решений застройщик может предложить уже в составе проекта, а дополнительные опции и технологии житель квартиры может внедрить самостоятельно на свой вкус за дополнительную плату. Все же покупатели не любят, когда им навязывают ненужное», - подчеркивает Денис Бабаков.
«В современной новостройке необходимо подготовить «базу» для того, чтобы пользователь мог масштабировать систему в том направлении, которое ему подходит больше», - рассуждает Михаил Козырев, коммерческий директор «Комфортел». По его словам,
«Комфортел» планирует внедрять базовый набор сенсоров и исполняющих устройств на этапе предчистовой отделки, «поверх» которых можно будет сделать отделку и использовать экосистему в минимальном виде. Затем, когда конечный пользователь получает свою недвижимость и становятся понятны его потребности, с ним можно работать по индивидуальному проекту, удовлетворяя все возможные пожелания.
«Мы пришли к такому выводу, когда пытались придумать коробочную версию нашего продукта, которая подошла бы большой массе пользователей. Проведя опросы, переговоры, несколько раз изменив набор устройств в этой самой коробочной версии, мы поняли, что лучшим решением для конечного пользователя будет именно индивидуальный проект, поскольку требования у разных категорий жильцов настолько отличаются, что придумать универсальный вариант, который подойдет всем, просто невозможно! В любом случае, при работе с коробочной версией продукта, останутся категории пользователей с недостатком или избытком функционала», - рассказывает Михаил Козырев.
При подготовке «базы» для реализации функционала умного дома девелопер сталкивается с задачей выбора предложения на этапе, когда индивидуальные пожелания будущих собственников учесть еще нельзя. «Таким образом, девелопер должен выбрать систему, которая в базовом варианте подходит 80-90% собственников, но в то же время позволит наращивать функционал подстраиваясь под их индивидуальные потребности. Это очень сложный вопрос и, возможно, самый большой вызов», - говорит Дмитрий Майоров, член совета директоров корпорации «Русь».
«Важно не просто создать экосистему, в которой будет множество возможностей, нужно постоянно обслуживать и модернизировать ее, при этом желательно, чтобы стоимость обслуживания была адекватной, система была стабильно работоспособна, надежна, не перегружена лишним функционалом», - перечисляет ключевые критерии подходящей технологической платформы Эвелина Дорошенко. По ее словам,
«Ростелеком» модернизирует свои системы без дополнительных инвестиций со стороны пользователей, и у них всегда будет актуальная версия приложения и возможность выбирать опции из полного перечня доступных сервисов. «При этом обновления производятся в соответствии с планом развития «умных услуг». Любую новую потребность на рынке мы рассматриваем как потенциальный элемент наших экосистем», - рассказывает Эвелина Дорошенко.