Какие характеристики жилья станут самыми востребованными после периода самоизоляции

Какие характеристики жилья станут самыми востребованными после периода самоизоляции
Какие характеристики жилья станут самыми востребованными после периода самоизоляции
ЧЕГО ОЖИДАТЬ?
Одним из последствий пандемии COVID-19 может стать изменение предпочтений покупателей жилой недвижимости. Карантинный режим, введенный для сдерживания распространения коронавируса, перевел под «домашний арест» сотни миллионов жителей планеты. В результате длительного пребывания в четырех стенах многие из них готовы пересмотреть свои требования к характеристикам жилья и процедуре его приобретения. Россия – не исключение.
Следствие любого социально-экономического шока - усиление тенденций, которые так или иначе проявлялись и до «момента Х». Это относится и потребительским характеристикам недвижимости. Есть несколько трендов, которые отчетливо проявились еще в «докоронавирусные» времена, но с новой силой заявят о себе по завершении периода самоизоляции: изменение формата наиболее востребованных планировок, особые требования к инфраструктуре жилых комплексов, повышенное внимание к экологичности среды обитания, а также перетекание продаж в онлайн.
1
«Важным фактором, влияющем на решение о покупке, помимо цены и локации, станут планировки. Здесь нет единственного правильного решения, но, думаем, люди будут менее склонны к компромиссам», - формулирует первую тенденцию коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» Денис Бабаков.
УМНЫЕ МЕТРЫ
В последние годы требования к характеристикам недвижимости качественно изменились. Стало востребованным не обязательно большое по площади, но более функциональное в использовании жилье. «Это квартиры с объединенной кухней-гостиной, с правильной формой спальных комнат, позволяющей эргономично организовывать жилое пространство для личных нужд каждого члена семьи», - делится наблюдениями руководитель КЦ «Петербургская Недвижимость» (холдинг Setl Group) Ольга Трошева. По ее мнению, всеобщая самоизоляция, то есть ежедневное пребывание людей в квартире, скорректирует и эти требования.
«Думаю, что покупатели обратят внимание на варианты с дополнительными помещениями для хобби или работы, чтобы заниматься собственными делами в тишине или просто побыть в одиночестве. Скорее всего, возрастет интерес к вариантам с открытыми террасами, на которых можно проводить тренировки на свежем воздухе, не беспокоясь о своей безопасности», - высказывает предположение Ольга Трошева.
Жилой комплекс «Огни залива»
«В условиях самоизоляции люди смогли в полной мере оценить свои квартиры. И многие приобретавшие жилье с лозунгом "зачем переплачивать за площадь, если дома я только сплю" пожалели об этом. Владельцам маленьких студий тяжелее всего, особенно если живут не одни, - замечает генеральный директор ООО «Дудергофский проект», застройщика ЖК «Огни залива» (ГК «БФА-Девелопмент») Дмитрий Сухотин. - Именно сейчас многие оценили необходимость пусть маленьких, но отдельных комнат для детей, а также наличие двух санузлов в семейных квартирах. Балконы и лоджии стали кабинетами и способом побыть в тишине».
Дмитрий Сухотин
ДМИТРИЙ СУХОТИН
По мнению Дениса Бабакова, серьезно увеличится востребованность европланировок. «С одной стороны, здесь есть место, чтобы собраться всей семьей, – это кухня-гостиная. С другой стороны, евроквартиры предполагают отделение приватной зоны, поэтому если кому-то необходимо поработать, он может удалиться в свою комнату и закрыть дверь».
Евгений Межевикин, руководитель отдела аналитики и маркетинговых концепций ГК «Пионер» (возводит YE'S Residence) соглашается с тем, что сложившаяся ситуация повлияет на подход к планировкам квартир, но предполагает различные подходы застройщиков в зависимости от ценового сегмента. «У потребителей действительно есть сейчас большая потребность в отдельном кабинете в связи с удалённой работой, однако отдельное помещение увеличивает изначальный бюджет покупки (надо понимать, что наличие кабинета в квартире – это уже трехкомнатная квартира) и в обычное время может использоваться не по назначению (например, детская), - рассуждает Евгений Межевикин. - Оптимальное решение для застройщиков - работа над эффективностью планировочных решений квартир и габаритов комнат. Чтобы, например, в рамках кухни-гостиной можно было безболезненно организовать углы с рабочими зонами, при этом не занимая всё помещение целиком».
Впрочем, застройщики утверждают, что уже сегодня могут предложить оптимизированные планировочные решения, протестированные условиями самоизоляции. «Квартиры с функциональными планировками предусмотрены во всех проектах Setl Group, - замечает, в частности, Ольга Трошева. - В самом новом из них – «Панорама парк», который строится рядом с Удельным парком и парком Сосновка, запроектированы так называемые семейные квартиры – с большой кухней-гостиной, хозяйской спальней с отдельным санузлом, детскими комнатами, просторным балконом. В таких квартирах есть также дополнительные помещения, которые можно оборудовать под гардеробную, прачечную, кабинет или как-нибудь иначе, в зависимости от потребностей жильцов».
Жилой комплекс
Панорама парк Сосновка
Денис Бабаков приводит в качестве примера просторную 3-комнатную квартиру евроформата в жилом комплексе класса «комфорт» «Шуваловский» в Приморском районе, идеально подходящую для семьи из 4-х человек: большая кухня-гостиная, спальня, детская, кабинет, два санузла, гардеробная и просторная лоджия, на которой можно организовать рабочее место, лаундж-зону для отдыха или уголок занятий спортом. Квартиры в ЖК «Шуваловский» сдаются с отделкой «под ключ», что позволяет сразу въехать и жить.
Важность этого параметра подчеркивает и Дмитрий Сухотин: «Полная отделка минимизирует ремонтные работы после заселения дома. Сколько последнее время случалось конфликтных ситуаций, когда люди, работая удаленно у себя в квартире, вынуждены были совершать звонки и проводить телеконференции под шум перфораторов». В любом случае, хорошая звукоизоляция - немаловажная характеристика дома, которую нужно принимать во внимание при выборе жилья, замечает Дмитрий Сухотин. «При возведении ЖК «Огни Залива» мы не экономим на толщине перекрытий», - уверяет он.
Ольга Трошева
ОЛЬГА ТРОШЕВА
2
«Помимо бескомпромиссного отношения к планировкам, продолжит набирать обороты и тренд на повышенное внимание к качественным характеристикам жилых комплексов, - уверен Денис Бабаков. – Причем речь идет не только о качестве строительства – это, конечно, must. Покупателю будет важно, что еще, помимо квадратных метров, предлагает ему застройщик: благоустроенную придомовую территорию; инфраструктуру прямо на территории комплекса – магазины, пекарни и другие необходимые в повседневной жизни сервисы; приятный вид из окна – будь то парк или панорама на воду, как в нашем ЖК «Морская набережная».
ВНУТРИ И СНАРУЖИ
Требования потребителей, связанные с инфраструктурой жилых комплексов, действительно меняются, утверждает Евгений Межевикин. В частности, он прогнозирует эксперименты по созданию выделенных зон для размещения мультиформатных помещений - для работы (по аналогии с коворкингом), для детей в формате детской игровой комнаты, для встреч/переговоров и так далее. «При этом надо понимать, что указанные помещения будут использоваться исключительно жителями дома/комплекса. Следовательно, содержание таких помещений отразится на ежемесячных эксплуатационных платежах по ЖКХ», - оговаривается Евгений Межевикин.
Клубный жилой комплекс
YE'S Residence
Евгений Межевикин
ЕВГЕНИЙ МЕЖЕВИКИН
В качестве примера он приводит комплекс YE'S Residence, который возводит ГК «Пионер». Жители объекта будут иметь доступ к сервисной инфраструктуре апарт-отеля YE'S, который возводится ГК «Пионер» на смежном участке. «В апарт-отеле будет открыт фитнес-центр, зона коворкинга, торговая галерея, lobby бар – и все это будет доступно буквально в шаговой доступности для жителей YE'S Residence», - описывает Евгений Межевикин.
Ольга Трошева иллюстрирует инфраструктурные решения, которые доказали свою актуальность в условиях самоизоляции, на примере ЖК «Панорама парк»: «В квартале предусмотрена детская комната, полностью укомплектованная мебелью и доступная каждому жителю комплекса. Она отлично подойдет для развития и игр с детьми, пока, к примеру, одному из родителей в связи с работой необходима полная тишина или уединение дома. Другой пример – станция «пит-стоп» в подземном паркинге, позволяющая быстро и самостоятельно привести в порядок машину».
3
«После пандемии социальные контакты людей перестроятся, - заглядывает в будущее Денис Бабаков. - Мы станем гораздо больше времени проводить дома, с семьей, поэтому благоустроенные общественные пространства в шаговой доступности от дома будут еще более востребованы. Речь идет не только об игровых и спортивных площадках, но также о зонах отдыха, велодорожках и даже набережных – таких, какая появится вдоль всех кварталов в «Морской набережной».
Вынужденный переход на удаленную работу в результате пандемии коронавируса стимулировал также процесс пересмотра подходов к организации работы, в том числе отсутствие необходимости жесткой привязки к офису. Этот сдвиг означает готовность потенциальных покупателей жилья более гибко подходить к выбору локации, включая в свой поиск проекты вне городской черты. Запрос на более благоприятную с точки зрения здорового образа жизни среду обитания - один из самых ярких трендов последнего времени, на который обращают внимание застройщики.
ПЕРЕМЕНА МЕСТ
«Пандемия коронавируса без всяких сомнений усилит восприятие ценности жизни, и еще больше заставит людей стремиться к безопасной и здоровой среде проживания», - уверен генеральный директор «РОССА РАКЕННЕ СПб», эксклюзивного дистрибьютора HONKA в России, Республиках Казахстан и Беларусь Александр Царев. «В условиях введенного режима самоизоляции многие из тех, кто имеет возможность перейти на удаленную работу, и у кого есть дачи, уезжают из мегаполисов. Мы наблюдаем существенный всплеск интереса к загородной недвижимости - дома активно покупают или арендуют на длительный срок», - добавляет он.
«Коронавирус уже повлиял на спрос на загородном рынке», - подтверждает директор по маркетингу Группы RBI (входят компании RBI и «Северный город») Михаил Гущин, но оговаривается, что эпидемия не может в короткие сроки изменить предпочтения людей и их склонность к определенному стилю жизни: городскому или загородному. Впрочем, по словам Михаила Гущина, большая доля фрилансеров и иных «удаленных» работников всегда была среди покупателей загородного жилья: «Для них не актуален вопрос ежедневных поездок на работу в город и обратно».
Малоэтажный поселок EcoCity
Интерес к загородным объектам подогревается в том числе желанием потенциальных покупателей решить одновременно два вопроса – улучшить качественные характеристики жилья и обеспечить себя местом для летнего отдыха. «Вряд ли поездки к морю и зарубежные путешествия ― наша ближайшая перспектива. Поэтому вопрос наличия загородного дома здесь, рядом с городом, стал особенно актуальным», - полагает Александр Царев. По его наблюдениям, сложившееся в настоящий момент сочетание факторов настраивает потенциальных покупателей загородной недвижимости на приобретение готового жилья. «В наших коттеджных поселках, включая HONKA NOVA в Солнечном, есть построенные объекты, и мы можем удовлетворить этот спрос», - подчеркивает Александр Царев.
Михаил Гущин
МИХАИЛ ГУЩИН
По словам Михаила Гущина, покупатели загородного проекта «Северного города» – малоэтажного поселка EcoCity во Всеволожском районе – также имеют возможность получить ключи сразу. «Поселок сдан в январе и уже заселен, что актуально для тех, кто хочет переехать за город прямо сейчас, опасаясь эпидемии. За городом и воздух чище, и плотность населения меньше», - говорит Михаил Гущин.
Какие требования будут предъявлять покупатели к загородным жилым объектам? «В первую очередь ― возможность круглогодичного проживания. Дом должен быть теплым, комфортным для любого времени года, - перечисляет Александр Царев. - Конечно же, большое значение будет играть удаленность от города – чем ближе, тем лучше, поскольку это позволит жить загородом, но вести активный, привычный образ жизни. Вопросы экологичности строительных материалов и впредь будет являться одними из важнейших: дом должен быть здоровой, а не токсичной средой». Отсутствие токсичности относится и к окружению. «Человек ведь покупает не просто коттедж, но образ жизни - безопасность и досуг, социальное окружение. Насколько эти вопросы удачно решены и соответствуют представлениям об идеальной загородной жизни — настолько она и будет спокойной и счастливой», - поясняет Александр Царев.
По его прогнозу, в этой связи будет расти запрос на приобретение не отдельных загородных домов, а домов в коттеджных поселках, в которых семья покупает прозрачное пакетное предложение: участок, дом, инфраструктуру, сервис, безопасность, единое социальное окружение и юридическое сопровождение. «Подавляющее число наших клиентов проживают в поселках HONKA круглогодично, поскольку для этого созданы все условия. Инфраструктура каждого нашего проекта способна решить три основные задачи, а именно гарантировать комфортную, безопасную и интересную жизнь в поселке. Мы строим теннисные корты, многофункциональные спортивные площадки, в некоторых поселках HONKA есть спа-комплексы с бассейнами». К примеру, доминанта «Медное озеро – 2» — собственное озеро на территории с благоустроенной береговой зоной, а также многофункциональная спортивная площадка, где можно интересно проводить время.
Коттеджный поселок «Медное озеро-2»
Александр Царев
АЛЕКСАНДР ЦАРЕВ
4
Режим самоизоляции стимулировал также форсированный переход общения с покупателями строящегося жилья в онлайн. «Все продажи сейчас мы осуществляем дистанционно, - констатирует Михаил Гущин. - Можем даже организовать заочный просмотр квартиры по видеосвязи. Бронирование, ипотека, подписание договора, – все это сегодня можно сделать, не выходя из дома. Это и есть главный вывод из текущей ситуации: нужно развивать технологическую составляющую, онлайн-сервисы, персонализированное дистанционное взаимодействие с клиентом».
ВСЕ В ОНЛАЙН
По словам Михаила Гущина, RBI дает дополнительную скидку в размере 100 тыс. рублей за онлайн-бронирование. «Это касается не только EcoCity, но и всех наших «городских» проектов», - поясняет он.
Денис Бабаков подчеркивает, что первые сделки онлайн-продажи «Группа ЛСР» провела еще в феврале, и описывает алгоритм заключения договора так: «Клиент выбирает и бронирует понравившийся вариант. После подтверждения от менеджера отдела продаж, клиент высылает необходимые отсканированные документы. Для подписания и регистрации договора будущий владелец квартиры может воспользоваться электронной цифровой подписью. Заявление на выпуск электронной подписи и сертификат ЭП подает сотрудник ЛСР, достоверность сертификата подтверждается с помощью смс-кода, после чего клиент сможет подписать документы облачной подписью».
«Морская набережная. SeaView»
«Безусловно, столь быстрый скачок в цифровизации рынка недвижимости сыграет ключевую роль в его развитии. Будут создаваться новые онлайн-продукты и сервисы, направленные на то, чтобы каждый клиент мог быстро и качественно решить свой жилищный вопрос, находясь не только дома, но и в любом другом месте», - уверена Ольга Трошева. По ее словам, «Петербургская Недвижимость» уже несколько лет активно развивает свои онлайн-сервисы и сумела добиться условий, при которых каждый клиент может не только выбрать и забронировать квартиру онлайн, подписать договор дистанционно, а также вносить платежи, не выходя их дома, по специально разработанному и защищенному по банковским стандартам QR-коду.
Денис Бабаков
ДЕНИС БАБАКОВ
«Именно в карантин мы ввели бесконтактные электронные сделки и регистрацию в Росреестре он-лайн, - подтверждает тенденцию Дмитрий Сухотин. - Для удаленного выбора квартиры на сайте, кроме фотоотчетов, видео-презентации шоу-рума и регулярных репортажей хода строительства, задумались о внедрении в функционал мобильной версии сайта виртуальной презентации квартир с использованием дополненной реальности. Технологии быстро развиваются, и мы ищем новые решения для демонстрации наших квартир покупателям, особенно в условиях ограничений на социальные взаимодействия. Дополненная реальность может стать следующим шагом нашей компании в цифровое будущее».
Впрочем, полностью процедура выбора и приобретения жилья в онлайн не уйдет, уверен Александр Царев. «Согласитесь, что приобретения дома – это реально серьезное решение и деньги, поэтому здесь не обойтись без личных встреч и переговоров с представителями компании, без посещения коттеджного поселка, если вы рассматриваете его для загородной жизни. Поэтому в он-лайн все уйти не может».
5
Смотреть все объекты гайда
Смотреть все объекты гайда