Выяснилось, что одна из главных фобий миллениалов связана с тем, что жизнь в мегаполисе, по их мнению, негативно влияет на здоровье. И обоснованность таких опасений подтверждена научными данными. В США ученые установили прямую зависимость между процентом рождения недоношенных детей и близостью жизни их матерей к оживленным магистралям. Между тем для миллениалов здоровье – базовая ценность.
Еще один важный тренд, меняющий предпочтения в сфере недвижимости, - распространение фриланса. Представители поколения Y считают фриланс нормальным образом жизни, а отнюдь не вынужденной или временной мерой. В этом смысле даже консервативная в сфере трудового законодательства Россия активно движется к более внятному включению фриланса в правовое поле.
Благодаря этому исчезает необходимость в ежедневной маятниковой миграции. Наличия компьютера (а то и смартфона) в цифровом мире этого вполне достаточно для реализации своего права на труд и доход. Высвободившееся время можно потратить на формирование полноценной социальной жизни, которую жители мегаполисов вынуждены заменять общением в диджитал-среде.
Выкроивший время на оффлайновое общение собственник жилья готов потратить его только на гарантированно адекватных соседей. Естественный фильтр – не только качество, но и численность окружения, меньшая по сравнению с многоквартирным домом.
Коммьюнити, однородная среда проживания, пресловутый «свой круг» находит отражение во всем – от архитектуры (общественных пространств) до инфраструктуры (клубного типа) жилых комплексов. Разумная эргономика среды возрождает почти забытые формы добрососедского совместного досуга. В эпоху ко-ливинга они переживают второе рождение.
Свобода от челночного движения по маршруту дом-офис высвободила время для семьи и более осмысленного планирования будущего. Европа уже сейчас начинает и выигрывает в борьбе с «синдромом Питера Пена» – когда недвижимость покупается исходя из нынешнего состава семьи. Сегодня такой подход уже не в моде, потому что он не рационален. Изменения в составе семьи в горизонте 10-15 лет можно прогнозировать и учитывать их при покупке жилья.
Стремительное старение населения (особенность стран с динамичной экономикой) еще больше повышает спрос на малоэтажное жилье. Так, исследования, которые в США проводятся с 1980-х, показывают, что представители старшего поколения, живя одни, чувствуют себя комфортнее в малоэтажном доме, чем в квартире в высотке.
Казалось бы, для одинокого человека жизнь в окружении многих соседей более комфортна. Однако даже в странах, где вопрос с пандусами решен давно и окончательно, доступная среда не перевешивает бонусов «жизни на земле».