«Рынок апартаментов во время пандемии зарекомендовал себя как более стабильный источник получения дохода в сравнении с арендными квартирами. Управлять недвижимостью во время кризиса, тем более если у вас целый портфель активов, лучше доверить профессионалам, а за хорошими показателями по загрузке обычно стоит оператор. Это все безусловно повысило инвестиционную привлекательность объектов, находящихся под управлением надежных управляющих компаний», — рассуждает Сергей Ногай. «Да, был некоторый скепсис в прошлом году, но практика показала, что апарт-отели и при отсутствии туристов прекрасно работают», — замечает Анна Панова.
На готовность инвесторов вкладываться в апартаменты в прошлом году повлияла пандемия, но в конечно итоге это влияние оказалось, скорее, положительным.
«Пандемия внесла коррективы, но я считаю, что наши коллеги на рынке Петербурга неплохо справились, быстро отреагировали на изменения», — отмечает Юсуп Магомедов, основатель
компании «ДомОдет», которая специализируется на обустройстве жилых и коммерческих помещений и работает с петербургскими управляющими компаниями в сфере апарт-отелей разного масштаба.
«Мы выходили в продажу во времена "второй волны". Но я не увидел особых различий с выводом на рынок объектов, в которых участвовал пару лет назад. Наши инвесторы очень осмысленные, понимающие, что пандемия конечна, а недвижимость — "твёрдый актив", в который они готовы вкладывать свои деньги», — говорит Кирилл Рузанов.
«Ключевое изменение касается целей покупки апартаментов, — рассуждает Анна Панова. — Еще пару лет назад большинство покупателей рассматривали апартаменты для собственного проживания или для самостоятельной сдачи в аренду. Сейчас подавляющее большинство стремится сдавать через управляющую компанию, поскольку это значительно удобнее, и в целом прибыльнее. Формат, что называется распробован, формируется привычка к хорошему».
«Сейчас большинство страхов, которые владели умами инвесторов по отношению к апартаментам 3-4 года назад, пройдено, многие покупатели апартаментов в нашем проекте уже имеют опыт вложений в других проектах», — замечает Кирилл Рузанов.
«За последние 10 лет покупатель инвестиционной недвижимости стал более информированным и подкованным. Мы отмечаем это по вопросам, которые задают потенциальные покупатели. Если раньше апартаменты выбирали по тем же критериям, что и квартиры, то сейчас покупатели осознают, что важно на самом деле: показатели доходности, репутация и опыт управляющей компании и доходные программы», — Антон Агапов. «Все меньше людей отрицают сам формат апарт-отелей (нет прописки, нежилое помещение). Все больше тех, кого интересует доходность, тех, кто умеет ее считать – то есть вполне грамотных инвесторов с определенной стратегией, которую они последовательно реализуют с учетом экономической конъюнктуры», — резюмирует Николай Антонов.